Санжыра кг от арабского слова شجرة – «шажара» – «древо». Интересно, что во многих культурах родословная генеалогия ассоциируется с древом, фамильным, родовым. В кыргызском языке используя слово «санжыра», мы также привыкли к родовому древу.
Однако, скорее всего, в прошлом родословная была связана не с древом, а с корнями, так как «родословная» обозначалась словом «көк» - «корень», «основание», «опора». Махмуд Кашгари приводит пример таких слов, обозначающих «происхождение», «родословную»: “көкүң ким” – «каково твое происхождение?». Существует также еще один синоним, обозначающий «родословную» - это «жети ата». Считается, что каждый кыргыз должен знать своих семь отцов. Это давало возможность определить принадлежность к кыргызскому народу, а также избежать близкородственных браков.
Наименование семи отцов (вариант): Ата, Чон ата, Баба, Буба, Куба, Жото, Жете. В обратную сторону – от отцов к потомкам: Ата, Бала, Небере, Чөбөрө, Чебере, Чыбыра, Кыбыра. Женщины в санжыру не вписывались, кроме самых выдающихся. Между тем, современные исследования показывают, что генетически (раз речь идет о генеалогии) мы можем прослеживать не только отцовскую линию, но и материнскую – только женщин. Поэтому возможно, наряду с «жети ата» стоит ввести и наименование семи матерей.
В общественно-политическом устройстве кыргызов санжыра имеет двойственную роль. С одной стороны, она служит залогом укрепления кыргызского единства. Насколько известно, кыргызы один из немногих тюркских народов, который ведет свое происхождение от одного первопредка – Долон-бия. С другой стороны, наличие санжыры препятствует образованию единой нации в нашей стране – неожиданно противниками создания единой нации и общего именования граждан как «кыргыз жараны» выступили именно кыргызы. Хотелось бы разобраться, прежде всего, в этом вопросе.
Дело в том, что, если следовать всем перечисленным в санжыре предкам, то начало кыргызского народа приходится на XIV–XV вв., что не совсем подходит под современное понимание истории, когда считается, что кыргызам минимум две тысячи лет. Здесь же прослеживается примерно 5-6 веков. Обычно это было около 20-25 отцов. В том же Маджму ат-Таварих, сочинении XVI века муллы Сейф Ахсикенти дается 20 и 23 предка кыргызов...